Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
Приёмная ректора: (8422) 44-30-66 , приёмная комиссия: (8422) 44-10-08

Главный корпус

Показать на карте

Совместное заявление участников Международной научно-практической конференции «Выход университетов в международное пространство: анализ опыта и современные тренды» (14-15 февраля 2019 года, УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск)

В конференции приняли участие около 250 человек, представляющих различные регионы РФ и стран СНГ. Это ректоры университетов, проректоры по науке и стратегическому развитию вузов, начальники управлений научной политикой, руководители центров публикационной активности вузов, научные редакторы и издатели, сотрудники научно-исследовательских институтов, специалисты по проблемам развития науки и образования, университетскому менеджменту, должностные лица министерства образования и науки Ульяновской области, университетские преподаватели России и иностранные специалисты из Франции, Великобритании, Казахстана и Белоруссии.
Работа шла по следующим тематическим направлениям: развитие моделей академической мобильности, научное руководство аспирантами в современном университете, повышение качества научно-исследовательской и образовательной деятельности до мирового уровня, проблемы межкультурной коммуникации в современной науке и пути их решения, формирование профессиональной иноязычной компетенции студентов и преподавателей как условие выхода университета в международное пространство, «прерванные полёты» международных научных проектов отечественных ученых (дореволюционного и советского периодов истории), современные технологии развития научных журналов.
В целом одобряя и поддерживая настойчивые усилия государства по укреплению имиджа российской науки, по повышению эффективности вложений в науку и образование, участники конференции указали на существование следующих проблем:
– утраты университетами монополии на производство научных знаний в связи с появлением новых институтов (исследовательских центров, правительственных учреждений, промышленных лабораторий, консультационных бюро и проч.),
– противоречия между смыслами (и задачами) интернационализации (развития обменных и компенсационных форм в контексте строительства Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований), с одной стороны, и смыслами (и вызовами) глобализации (коммерциализации высшего образования), с другой.
В ходе двухдневной работы конференции эксперты выдвинули ряд успешных решений, касающихся возможных путей и стратегий повышения качества научно-исследовательской и образовательной деятельности отечественных университетов до мирового уровня:
- научная аспирантура может эффективно функционировать в рамках образовательной системы только при учете специфики реализации программ аспирантуры образовательными и научными организациями и тщательно проработанной нормативно-правовой базы;
- для повышения качества научных исследований и улучшения подготовки научных кадров необходимо увеличивать степень самостоятельности аспирантов в учебной и исследовательской деятельности, а также стремится к фактическому выполнению положений Закона «Об образовании в Российской Федерации» о предоставлении отпуска педагогическим работникам сроком до одного года не реже, чем через каждые десть лет непрерывной педагогической работы (статья 47, п. 5);
- при разработке проекта паспорта государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» на 2019 – 2021 годы необходимо учитывать, что решение задачи развития академической мобильности научно-педагогических кадров и обучающихся и особенно задачи увеличения экспортного потенциала системы высшего образования (по количеству иностранных обучающихся) зависит не только от усилий российского интеллектуального сообщества, но и от международного авторитета политических и экономических элит России, от имиджа Российской Федерации в целом. При выборе страны для получения образования и последующей трудовой деятельности молодой человек ориентируется на ожидаемое качество жизни в целом. Качество жизни определяется её безопасностью (уровень преступности, криминализация общества и властных структур и др.), состоянием экологии, добросовестностью работы служб контроля (санитарного, таможенного), уровнем бюрократизации всех процедур, сопровождающих приезд и проживание иностранцев в стране, общим уровнем владения гражданами английским языком, расовой и гендерной лояльностью;
- решая задачи развития академической мобильности научно-педагогических кадров, а также выхода отечественной науки на международный уровень, необходимо прилагать максимальные усилия по укреплению позиций русского языка в рамках международного академического дискурса и по сохранению ценностей национальных научных коммуникативных стилей во избежание эпистемицида – целенаправленного уничтожения национальных научных коммуникативных стилей в пользу международного;
- при разработке показателей эффективности вузов необходимо учитывать специфику университетов, занимающихся подготовкой социально важных, но не престижных профессий (например, школьного учителя);
- для повышения публикационной активности преподавателей вузов и усиления эффектов от опубликования результатов их исследований необходимо снижать уровень бюрократизации отечественной системы образования, а также пересмотреть устаревшие модели распределения учебной нагрузки и финансового поощрения за «писательский» труд;
- учредителям научных журналов, требующим от редакторских коллективов развития журналов, путем включения их в международные индексы цитирования необходимо осознавать, что россиянам приходится конкурировать с учеными развитых стран, в которых финансирование научных исследований в разы выше; что включение журнала в базы Scopus и Web of Science предполагает обязательное членство в целом ряде авторитетных международных организаций, попадание в которые приведет не только к новым расходам на оплату ежегодных взносов, но и к необходимости вывести из составов редакционных советов и коллегий нарушителей этического кодекса, чью репутацию специалисты сочтут сомнительной, невзирая на их должности, научные степени и звания; что крупные специалисты с именем тщательно выбирают журнал для опубликования своих работ и практически закрыты для просьб поддержать своим авторитетом начинающие журналы;
- администрации университетов, принимающей решение о финансировании научных журналов, нельзя недооценивать роль добросовестно работающих научно-периодических издания вуза, пока не включенных в базы Scopus и Web of Science, но изо дня в день осуществляющих контролирующую, образовательную, воспитательную и др. функции в работе с начинающими авторами;
Интеллектуальному сообществу России по силам преодолеть сложившиеся различия между нравственными императивами мирового научного сообщества и моралью и нравами российской интеллигенции, но способствовать преодолению существующих различий в отечественных и международных стандартах представления результатов научных исследований должно государство

Файлы