Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
Приёмная ректора: (8422) 44-30-66 , приёмная комиссия: (8422) 44-10-08

Главный корпус

Показать на карте

Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования

Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования

Образовательная и научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры методики гуманитарного и поликультурного образования определяется потребностями системы основного общего и среднего общего образования Ульяновской области.

Цели деятельности кафедры:

- развитие профессиональной компетентности учителя в сфере гуманитарного знания;

- формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов;

- содействие в становлении учителя нового поколения;

- оказание помощи в выстраивании индивидуальной траектории профессионального роста;

- способствование достижению современного качества образования.


Контактная информация:

Тел.: +7 (8422) 32-66-94

Эл. адрес: [email protected]

Адрес: г. Ульяновск, ул. 12 Сентября, д. 81, каб. 46.


Кафедра осуществляет повышение квалификации по программам:

  • Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО

  • Совершенствование профессиональных компетенций учителей истории и обществознания в условиях реализации обновлённого ФГОС ОО

  • Современные технологии преподавания иностранного (английского, немецкого, французского) языка в системе ФГОС ОО.

  • Современные подходы к обучению родному языку и родной литературе в условиях реализации ФГОС ОО и литературы в условиях реализации ФГОС ОО

  • Совершенствование профессиональных компетенций школьных библиотекарей в условиях реализации ФГОС ОО

  • Актуальные проблемы искусствоведческого образования в школе в условиях реализации ФГОС ОО

  • Совершенствование преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях реализации ФГОС ОО.


Кафедра осуществляет профессиональную переподготовку по программам:

  • Теория и методика преподавания русского языка и литературы

  • Теория и методика обучения предметам искусствоведческого цикла.

  • Теория и методика обучения иностранному языку.

  • Теория и методика обучения истории и обществознанию.


Состав кафедры:


бравина.jpgБравина Марина Алексеевна, заведующий кафедрой, кандидат исторических наук, доцент. Заслуженный работник образования Ульяновской области.

Преподаваемые дисциплины: Теория и методика обучения истории. Теория и методика обучения обществознанию. Современные средства оценивания результатов обучения. Основы современной Российской цивилизации. Историческое краеведение. Воспитательный потенциал исторического образования. История мировых религий. Методика подготовки к ГИА.

Председатель регионального отделения Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания.

Старший эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию.

Член жюри регионального этапа Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют»

Председатель жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию

Член ЦПМК и жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию

Член рабочей группы Экспертного Совета по развитию исторического образования группы при Министерстве науки и высшего образования

Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой и Благодарственным письмом Губернатора Ульяновской области, Почётными грамотами Министерства образования и науки Ульяновской области, Благодарственным письмом Законодательного собрания Ульяновской области, Благодарственным письмом Всероссийского педагогического собрания, Благодарственным письмом Общественной Палаты Ульяновской области. 

Общее количество публикаций более 80, среди них:

1. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России для технических вузов. – М. : изд-во «Юрайт», 2020. – 565 с. – 4-е изд., пер. и доп. (Гриф УМО ВО). – 978-5-534-12872-7.

2. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России : Учебник / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 3-е изд., пер. и доп. – Сер. 68 Профессиональное образование. – М. : Юрайт, 2019. – 502 с. – 978-5-534-08560-0.

3. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. ФПУ (№ 2.3.1.1.6.1). – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. – 336 с. – 978-5-533-00760-3

4. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России XVIII-XIX вв. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. – М.: Национальное образование, 2019. – 288 с. – 978-5-4454-1200-7.

5. Khasyanov O.R., Bravina M.A. Electorate Orders as a Representation of the Everyday Problems of the Post-War Rural Society of Kuibyshev Region (1947) Nauchnyi dialog. –2020; –(9): 469-482. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-9-469-482 (Web of Science)

6. Бравина М.А. «В коммуне остановка», или Коллективизация быта горожан-провинциалов в условиях революции и Гражданской войны. Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки». — 2020. — № 3. — С. 41—48. — DOI: 10.25688/2076-9105.2020.39.3.04. Из перечня ведущих рецензируемых научных журналов ВАК.

Дергунова Нина Владимировна, профессор кафедры, доктор политических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации

Преподаваемые дисциплины: История политической мысли, политика и идеология. Этносоциальные процессы в России: история и современность. Современные проблемы политической науки, актуальные направления политических исследований.   Российский парламентаризм и демократический процесс в России. История государства и права России.

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почетной грамотой Законодательного собрания Ульяновской области, Почетным знаком Ульяновской области «За веру и добродетель», Почетным дипломом Российской ассоциации политической науки (РАПН) за заслуги в развитии политической науки в России, Благодарностью Общественной Палаты РФ за значительный вклад и активную работу в области развития гражданского общества, отмечена Почетным знаком МГУ «За вклад в развитие социологического образования в России».

Общее количество публикаций более 190, среди них:

1. Дергунова Н.В. Динамика этнокультурной и гражданской идентичности русскоязычной молодежи за рубежом / Н.В. Дергунова, Л.В. Климович, Л.Ю. Лукичёва. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2019. – 196 с.

2. Дергунова Н.В. Патриотизм в структуре социокультурной идентичности студенческой молодежи ульяновских вузов// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2021. - № 1. - с.62-70

3. Дергунова Н.В. К вопросу об эффективности преподавания основ политологии в общеобразовательной школе (на примере Ульяновской области)//Известия Тульского государственного университета. - Гуманитарные науки. -  2022.-  № 3. - С.26-39

4. Дергунова Н.В. Политика и идеология в восприятии старшеклассников // Поволжский педагогический поиск.  - № 2 (40).-  2022.  - С. 60-70

5. Дергунова Н.В., Общественно-политическая жизнь региона: некоторые тенденции (2010-2020 гг.). - Гражданское участие и публичная власть в Ульяновской области в 2020-2021 гг.: вызовы пандемии, уроки и перспективы: сборник научных трудов / под общей ред.Т.А.Рассадиной. – Ульяновск: УлГТУ, 2021.  - С.5-18.

6. Дергунова Н.В. Ретроспективная оценка роли школы и семьи в процессе формирования этнокультурной идентичности (по результатам социологических исследований) / Н.В. Дергунова // Поволжский педагогический поиск. – 2020. – № 3 (33). – С. 63-70.


Глебова Зоя Владимировна, доцент кафедры, кандидат педагогических наук.

Преподаваемые дисциплины: Современный русский язык. Речевые практики: русский язык и культура речи. Стилистика и культура речи.  Методика преподавания русского языка. Методика обучения литературе. Современные образовательные технологии в процессе обучения литературе. Литературное краеведение.  Методика подготовки к ГИА.

Доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики УлГПУ им. И.Н. Ульянова, преподаватель русского языка в лицее УлГПУ им. И.Н. Ульянова, ведущий эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ (русский язык).

Общее количество публикаций более 90, среди них:

1. Glebova Z.V. Novice teachers’ readiness for innovative activities in education / M.I. Lukjanova, S.V. Danilov, Z.V. Glebova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. 993 с. С. 705-711. – Режим доступа: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2018.9.1. (Web of Science).

2. Глебова З.В. Направления деятельности Центра сопровождения молодых специалистов в системе научно-методической поддержки начинающих педагогов / Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2018. 272 с. С. 158-160. ISSN 2073-1426.

3. Глебова З.В. Формирование компетентностей педагогов в области культуроориентированного обучения заимствованной лексике на уроках русского языка // Современное дополнительное образование взрослых : коллективная монография; под ред. С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой. – М.: ИНФРА-М, 2018. 201 с. (авт. 10 с.). ISBN 978-5-16-013484-0 (print); ISBN 978-5-16-106019-3.

4. Глебова З.В. Реализация перспективного проекта научно-методического сопровождения молодых педагогов «Лестница успеха» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 2 (65). С. 60-67. ISSN 2306-8329.

5. Глебова З.В. Дополнительная образовательная программа как абрис инновационных возможностей в организации сопровождения молодых педагогов // Инновационные проекты и программы образования. 2019. № 3 (63). С. 30-35. ISSN 2306-8310.

6. Глебова З.В., Лукьянова М.И. Комплексное сопровождение молодого учителя в педагогическом университете: монография. Ульяновск: УлГПУ имени И.Н. Ульянова, 2020, 160 с. ISBN: 978-5-907216-09-9.

7. Шустова Л.П., Данилов С.В., Глебова З.В. Интеграция образовательных технологий в обучении наставничеству // Поволжский педагогический поиск, 2021. № 3 (37). С. 35-41. ISSN:2307-1052.

8. Глебова З.В. Культурологическая составляющая при обучении школьников заимствованной лексике: достижение личностных результатов // Поволжский педагогический поиск, 2021. № 3 (37). С. 70-75. ISSN:2307-1052.

9. Данилов С.В., Шустова Л.П., Глебова З.В. Формирование мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: «Акмеология образования. Психология развития». Том 11. № 1 (41). 2022. 96 с. С. 80-87. ISBN 2304-979.

10. Глебова З.В., Курошин Р.Е. Формирование смыслового чтения посредством анализа художественного текста (на примере урока словесности в 8 классе по рассказу М.М. Зощенко «Обезьяний язык») / Формирование читательской грамотности на уроках филологического цикла и во внеурочной деятельности. Материалы региональной VIII научно-практической конференции. Ульяновск, 2023. С. 36-42.


Зуева Светлана Витальевна, доцент, кандидат педагогических наук. Заслуженный работник образования Ульяновской области.

Преподаваемые дисциплины: Теория и методика обучения русскому языку. Современные образовательные технологии в процессе обучения русскому языку. Современные средства оценивания результатов обучения. Критериальное оценивание творческих работ учащихся по русскому языку. Методика подготовки к ГИА по русскому языку

Председатель региональной предметной комиссии ГИА по русскому языку,

Член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки, Благодарственным письмом Законодательного собрания Ульяновской области, Благодарственным письмом Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области

 Является автором и редактором свыше 70 научно-методических работ, среди которых:

Как повысить эффективность словарной работы на уроке русского языка. Статья // Русский язык в школе.  2008. №5. – С. 6-10

Русское слово: Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения проф. Е.И. Никитиной (27 сентября 2013 г.). Выпуски 1 – 5. Отв. Редактор С.В. Зуева. Ульяновск: УлГПУ, 2009–2013.

Преподавание русского языка в контексте субъектного подхода к учащимся. Ульяновск, 2011. – 84 с.

Практические занятия по теории и методике обучения русскому языку: Учебное пособие с грифом УМО. Ульяновск, 2011. – 120 с.

Особенности региональной методической школы профессора Е.И. Никитиной. Статья // Русское слово: Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения проф. Е.И. Никитиной (27 сентября 2013 г.). Выпуск 5. Часть 1. Ульяновск: УлГПУ, 2013. С.11-17

Рефлексивное письмо как метод организации рефлексивного поля на уроках русского языка. Статья // От Советской школы к Российской школе ХХI века. Сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции, 6 – 7 февраля 2014 г. Ульяновск. / Под ред. И.Ю. Шустовой. – М.: НОУ «Педагогический поиск» Электронный ресурс: http://www.itiprao.ru/imagesр/stories/documents/sbornik0214.pdf с.379-383

Сжатое изложение в 5–9 классах: учебно-методическое пособие. (совместно с Артемьевой О.Н.) Изд. 3-е, испр. и дополн. Ульяновск, 2015. – 117 с.

Приёмы активизации субъектной позиции ученика на уроке русского языка. Статья // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: Коллективная монография / Отв. редактор И.В. Текучёва. М.: Изд-во «Спутник+», 2016. С. 369 – 374.

Анализ лексико-семантических полей текста как один из приёмов определения его проблем. Статья // Русское слово: сборник научных работ памяти профессора Е. И. Никитиной. Выпуск 14. / Отв. редактор Е. В. Баканова. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2022. С. 115 – 122.

Курошина Любовь Николаевна, специалист по учебно-методической работе, Почётный работник общего образования Российской Федерации; член регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы»; ведущий эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ (русский язык), член жюри муниципального и регионального этапов Всероссийского конкурса «Учитель года»; эксперт аттестационной комиссии при Ульяновском областном центре информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования; член комиссии по рецензированию работ в рамках проведения Межрегиональных выставок-ярмарок инновационных образовательных проектов в направлении «Гуманитарное образование».

Является автором и редактором научно-методических работ, среди которых:

1. Коррекция правописных умений и навыков школьников: как научить систематически работать над ошибками / Л.Н. Курошина // Русское слово. Актуальные проблемы преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС. Выпуск 9. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти профессора Е.И. Никитиной / отв. ред. Е.В. Баканова. – Ульяновск: ФГБОУВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. – 178 с. – С. 38-41.

2. Формирование личностных результатов на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности : Материалы II региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2017. – 52 с.

3. Средства формирования креативного мышления в процессе преподавания гуманитарных предметов : Материалы III региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. – 57 с.

4. Системно-деятельностный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности : Материалы IV региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2019. – 58 с.

5. Великая Отечественная война на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности : Материалы V региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2020. – 158 с.

Десятникова Марина Александровна, специалист по учебно-методической работе с учителями истории и обществознания, Почётный работник общего образования РФ, Победитель конкурса ПНП «Образование» (2007 год), Победитель конкурса на присуждение денежного поощрения лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности (2019 год). Председатель экзаменационной комиссии по проверке ЕГЭ и ОГЭ по истории, эксперт аттестационной комиссии при Ульяновском областном центре информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования.

Десятникова М.А. Методическое пособие к учебнику Кириллова В.В., Бравиной М.А. «История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс» для 11 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 г. – 208 с. 978-5-533-00615-6