Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
(8422) 44-16-19
Корпус №1
(8422) 44-19-08
Корпус №2
(8422) 43-59-74
Корпус №3
(8422) 32-47-87
Корпус №4
Кафедра специального и профессионального образования,
здорового и безопасного образа жизни ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н.Ульянова»
Телефон: 8 (8422) 32-39-89
Электронная почта: [email protected]
Адрес: город Ульяновск, улица 12 Сентября, дом 81, кабинет 40
Цель деятельности кафедры заключается:
в создании системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников и научно-методической поддержки в области специального (дефектологического) и инклюзивного образования, физической культуры и спорта, основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни, профессионального образования, предметной области «Технология», компетентности работников в области «Охрана труда», «Пожарная безопасность», «Управление хозяйственной деятельностью в образовательных организациях».
Состав кафедры:
Заведующий кафедрой:
Дуброва Татьяна Игоревна – кандидат педагогических наук, доцент,
Высшее специальное (дефектологическое) образование,
Специальность: олигофренопедагогика и логопедия.
Стаж работы по специальности 30 лет.
Преподаваемые дисциплины: Логопедия, Дефектология, Теория и методика профессионального образования, Педагогика среднего профессионального образования, Современные технологии профессионального образования, Теория и методика обучения технологии, Основы олигофренопедагогики.
Наиболее значимые награды:
- Благодарственное письмо Министерства образования Ульяновской области, Распоряжение № 147-л-п, 2018 год;
- Почётная грамота Департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Ульяновской области, 2018 год;
- Почётная грамота Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», 2019 год.
- Почётная грамота Ульяновской Городской Думы, 2019 год.
Сфера научных интересов: специальное (дефектологическое) образование, профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, современные образовательные технологии в области коррекционной педагогики и логопедии, практика инклюзивного образования.
Богданов Владимир Владимирович – кандидат биологических наук, доцент,
Высшее педагогическое образование,
Специальность: география, экология.
Стаж работы по специальности 27 лет.
Преподаваемые дисциплины: Обеспечение комплексной безопасности участников образовательных отношений, Безопасность жизнедеятельности, Обеспечение безопасности образовательного учреждения, Комплексная безопасность детей, Оказание первой помощи обучающимся.
Наиболее значимые награды:
- Почетная грамота ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2016 г.;
- Благодарственное письмо Администрации города Ульяновска, 2017 г.;
- Благодарственное письмо ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018г.
Сфера научных интересов: постнатальный онтогенез, морфогенез, обеспечение безопасности образовательной среды, технологии изучения предметной области «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях.
Кривцова Наталья Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент,
Высшее педагогическое образование,
Специальность: биология и психология.
Стаж работы по специальности 27 лет.
Преподаваемые дисциплины: Основы физического воспитания, ИКТ в работе учителя-дефектолога, ИКТ в работе учителя-логопеда, Техника речи, Речевая культура, Психолог-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью
Наиболее значимые награды:
- Благодарственное письмо Администрации города Ульяновска, 2018 г.;
- Благодарственное письмо ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2019г.
Сфера научных интересов: воспитательные системы в образовательных организациях, воспитание в области физической культуры и спорта, психология поведения и коррекция отклонений, основы внеурочной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, воспитательные технологии, социальная и специальная психология, профессиональное самоопределение, психология спорта.
Майсурадзе Ирэна Юрьевна – старший преподаватель,
Высшее специальное (дефектологическое) образование,
Специальность: олигофренопедагогика и логопедия.
Стаж работы по специальности 38 лет.
Преподаваемые дисциплины: Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании лиц с ОВЗ, Технологии моделирования современного урока (занятия), Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ, Дефектология, Логопедия, Олигофренопедагогика.
Наиболее значимые награды:
- Грамота Министерства Образования Российской Федерации, 2001г.
Сфера научных интересов: технологии в области логопедии, олигофренопедагогики, технологии педагогического обследования младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, формирование универсальных учебных действий, внеурочная деятельность в образовательных организациях, технологии современного урока (занятия).
Царапкина Ирина Владимировна – старший преподаватель,
Высшее педагогическое образование,
Специальность: педагогика и психология.
Переподготовка по профилю специальное (дефектологическое) образование,
Специальность: тифлопедагогика и логопедия.
Стаж работы по специальности 23 года.
Преподаваемые дисциплины: Основы детской психопатологии, Специальная психология, Специальная педагогика, Психология инвалидности, Тифлопедагогика, Олигофренопедагогика, Логопедия, Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ и инвалидностью, Практика инклюзивного образования.
Наиболее значимые награды:
- Благодарственное письмо Министерства образования и науки Ульяновской области, 2018;
- Благодарность Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, 2018;
- Почётная грамота Ульяновского отделения Всероссийского общества слепых, 2020г.
Сфера научных интересов: Коррекционная педагогика. Логопедия. Олигофренопедагогика. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ФГОС. Формирование жизненных компетенций у младших школьников с нарушениями развития в процессе инклюзивного образования.
Деятельность кафедры.
Образовательная деятельность кафедры:
Реализация программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Программы построены по модульному принципу, включают общенаучный и предметный модули, что позволяет проектировать индивидуальный образовательный маршрут с учетом заказа работодателя и индивидуальных потребностей слушателя.
Категория слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки:
Педагогические работники образовательных организаций системы специального (дефектологического) и инклюзивного образования, среднего специального образования, физической культуры и спорта, основ безопасности жизнедеятельности, работники административно-хозяйственной части.
Фахретдинова Миляуша Афаулловна – кандидат педагогических наук, доцент.
Высшее образование.
Специальность: педагогика профессионального образования, французский, немецкий языки.
Стаж работы по специальности 42 года.
Преподаваемые дисциплины: Теория и методика профессионального образования, Педагогика среднего профессионального образования, Современные технологии профессионального образования, Теория и методика обучения технологии.
Наиболее значимые награды:
- Значок «Отличник профессионально-технического образования РСФСР», 1992 год;
- Звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 2004 год;
- Благодарность Комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по образованию и науке; 2020 год;
- Почетный знак Ульяновской области «За веру и добродетель», 2022 год.
Сфера научных интересов: среднее профессиональное образование, профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, современные образовательные технологии в сфере подготовки профессиональных кадров, система воспитательной работы в ПОО, система управления качеством профессионального образования в ПОО.
№ п/п |
Наименование программы |
Объем программы |
Программы повышения квалификации |
||
1. |
Современные образовательные технологии в области коррекционной педагогики. |
72/108 часов |
2. |
Современные образовательные технологии в области логопедии. |
72/108 часов |
3. |
Олигофренопедагогика. |
72/108 часов |
4. |
Практика инклюзивного образования. |
72/108 часов |
5. |
ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. |
72/108 часов |
6. |
ФГОС дошкольного образования: обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья |
72/108 часов |
7. |
Технологии и техники логопедического массажа. |
36 часов |
8. |
Теория и практика реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). |
72/108 часов |
9. |
Оказание первой помощи обучающимся в условиях образовательной организации. |
36 часов |
10. |
Основы безопасности жизнедеятельности в контексте реализации ФГОС ОО. |
72/108 часов |
11. |
Преподавание физической культуры в образовательных организациях в условиях ФГОС ОО. |
72/108 часов |
12. |
Теория и методика организации физической культуры в условиях реализации ФГОС ОО. |
72/108 часов |
13. |
Теория и методика спортивной тренировки. |
72/108 часов |
14. |
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО. |
72/108 часов |
15. |
Комплексная безопасность образовательной организации в современных условиях. |
72 часа |
16 |
Реализация требований ФГОС общего образования средствами вариативных учебно-методических комплексов по технологии. |
72/108 часов |
17 |
Инновационные образовательные технологии в преподавании технологии. |
72/108 часов |
18 |
Достижение обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов при обучении технологии посредством формирования УУД. |
72/108 часов |
19 |
Теория и практика управления ПОО в условиях реализации приоритетных проектов в системе среднего профессионального образования. |
72/108 часов |
20 |
Профессионально-педагогическая деятельность педагога СПО в условиях применения профессионального стандарта и реализации ФГОС по ТОП-50. |
72/108 часов |
21 |
Теория и методика преподавания общеобразовательных дисциплин в профессиональных образовательных организациях. |
72/108 часов |
22 |
Технологии и модели инклюзивного профессионального образования и обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ПОО |
72/108 часов |
23 |
Охрана труда. |
18-40 часов |
24 |
Пожарная безопасность в организации бюджетной сферы. |
18-40 часов |
25 |
Безопасная эксплуатация электроустановок. |
18-40 часов |
26 |
Управление хозяйственной деятельностью образовательной организации. |
72/108 часов |
27 |
Инклюзивное образование в условиях высшего образования. |
36 часов |
Программы профессиональной переподготовки. |
||
28 |
Логопедия. |
900 часов |
29 |
Педагогика и психология специального (дефектологического) образования. |
500 часов |
30 |
Теория и методика обучения технологии. |
478 часов |
31 |
Теория и методика обучения основам безопасности жизнедеятельности |
360 часов |
Научная деятельность кафедры:
- Публикации
Монографии и пособия - 2020
1.Дуброва, Т.И. Профессиональная образовательная организация как инновационный ресурс развития среднего профессионального образования: лучшие практики подготовки рабочих кадров [Текст] / Инновационное развитие науки и образования: монография (20 июня 2020г.) / Под общ. ред. Г.Ю.Гуляева / Т.И.Дуброва (Глава 1. – С.5-15) – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. – 146 с. - ISBN 978-5-00159-464-2.
2.Дуброва, Т.И. Технология уровневой дифференциации как средство формирования готовности к профессиональной деятельности обучающихся по рабочим специальностям: учебно-методическое пособие [Текст] / Т.И. Дуброва. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им.И.Н.Ульянова», 2020. – 152 с. – ISBN 978-5-903817-62-7.
3.Дуброва, Т.И. Теория и практика организации профессионально ориентационной работы в условиях инклюзивного образования: учебно-методическое пособие [Текст] / Т.И. Дуброва. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им.И.Н.Ульянова», 2020. – 56 с. – ISBN 978-5-903817-63-4.
4.Дуброва, Т.И. Технология маркетинговых коммуникаций в организации профессиональной подготовки по рабочим специальностям: практико-ориентированный аспект [Текст] / Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: монография (30 августа 2020г.) / Под общ. ред. Г.Ю.Гуляева / Т.И.Дуброва (Глава 2. – С.17-28) – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. –134 с. - ISBN 978-5-00159-530-4.
5.Нагимова Н.И., Фахретдинова М.А., Кубракова О.Н., Саланова Н.А., «Оценка softskills – предпринимательских компетенций обучающихся ПОО: вызовы и практика решения»: Методическое пособие // Ульяновск, издание УлГПУ. – 2020 г., – 119 с.
6.Нагимова Н.И., Фахретдинова М.А. «Ступени роста» – лучшие практики для системы среднего профессионального образования»: Сборник методических разработок учебных занятий и внеучебных мероприятий // Ульяновск, издание, УлГПУ, 2020 г., – 168 с.
Статьи-2020
1.Дуброва, Т.И. Социокультурное пространство как фактор реализации моделей социализации детей с речевыми нарушениями [Текст] / Т.И.Дуброва/ Лучшие практики реализации модели успешной социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции (19 февраля 2020 г.). – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им.И.Н.Ульянова», 2020. – 176 с. – С.69-73. – ISBN 978-5-7432-0719-0.
2.Дуброва, Т.И. Модель профессионального наставничества в подготовке рабочих кадров [Текст] / Т.И.Дуброва // журнал ВАК – Среднее профессиональное образование, 2020 г. - № 5 - С. 69-73.
3.Дуброва, Т.И. Региональная система среднего профессионального образования: направления развития инклюзивных практик [Текст] / Т.И.Дуброва / Новые педагогические исследования: Сборник статей II Международной научно-практической конференции (г.Уфа, 15 июня 2020 г.). – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. – 164с. – С.123-127. – ISBN 978-5-00159-456-7.
4.Дуброва, Т.И., Перспективы кластерной системы среднего профессионального образования в контексте инклюзивных практик [Текст] / Т.И.Дуброва / Инновационные научные исследования в современном мире: Сборник трудов по материалам XI Всероссийского научно-исследовательского конкурса научно-исследовательских работ (20 июня 2020 г.). – Уфа: Изд. НИЦ «Вестник науки», 2020. – 175с. – С.129-136. – ISBN 978-5-903829-62-5.
5. Дуброва, Т.И. Изучение предметной области «Технология» в образовательных организациях как функциональная грамотность профессионального выбора обучающихся [Текст] / Т.И.Дуброва / Интеграция науки, общества, производства и промышленности: проблемы и перспективы: Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (г.Таганрог, 18 июня 2020 г.). – Стерлитамак: АМИ, 2020. – 197 с. – С.22-25. – ISBN 978-5-907319-59-2.
6. Дуброва, Т.И. Профессиональное обучение средствами организации цифровой образовательной среды [Текст] / Т.И.Дуброва // Наука и образование в условиях цифровой экономики: мировой опыт и национальные приоритеты: Сборник статей ХVII Международной научно-практической конференции (07 июля 2020 г.). – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. – 94с. – С.68-72. – ISBN 978-5-00159-495-6.
7. Дуброва, Т.И. Новые форматы цифровой трансформации профессиональной подготовки по рабочим специальностям [Текст] / Т.И.Дуброва // Сборник статей Международной научно-практической конференции журнала «SCITECHNOLOGY» (Латвия, 15.07.2020 г.). – Латвия: SCITECHNOLOGY, 2020. –153с. – С. 9-11.
// Ежемесячный Международный научный журнал «SCITECHNOLOGY». – Латвия: SCITECHNOLOGY, 2020г. – № 5 – С. 9-11.
8. Дуброва, Т.И. Лучшие трансляционные практики инклюзивного профессионального обучения на примере специальности «Лабораторная диагностика» [Текст] / Т.И.Дуброва // Высшая школа: научные исследования. Материалы Межвузовского научного конгресса (г. Москва, 9 июля 2020 г.). – Москва: Издательство Инфинити, 2020. – 244 с. – С.68-74. - ISBN 978-5-905695-70-4. – DOI 10.34660/INF.2020.45.22.002
9. Дуброва, Т.И., Цифровая образовательная среда в организации профессиональной подготовки по рабочим специальностям из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Т.И.Дуброва / Актуальные вопросы современной науки: Сборник трудов научно-исследовательских работ по материалам Всероссийского конкурса (30 июля 2020 г., г. Уфа). – Уфа: Изд. НИЦ «Вестник науки», 2020. – 61с. – С.34-39.
10. Дуброва, Т.И. Сетевой формат развития кадрового потенциала сферы инклюзивного профессионального образования [Текст] / Т.И.Дуброва // Теория и практика современной педагогики: Сборник статей II Международной научно-практической конференции (г. Пенза, 30 июля 2020 г.). – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. – 182с. – С.130-135. – ISBN 978-5-00159-504-5.
11. Дуброва, Т.И., Практики реализации организационных форм социализирующей деятельности в профессиональном обучении [Текст] / Т.И.Дуброва / Актуальные вопросы современной науки: теория, технология, методология и практика: Сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции (31 июля 2020 г., г.Уфа). – Уфа: Изд. НИЦ «Вестник науки», 2020. – 158 с. – С.118-123.
12. Дуброва, Т.И. Цифровая образовательная среда в системе инклюзивного профессионального обучения [Текст] / Т.И.Дуброва // Научный журнал – «The scientific heritage» (Венгрия, 26.08.2020). – Budapest, Hungary: The scientific heritage, 2020 г. – № 50 (50) – С. 13-15.
13. Дуброва, Т.И. Современные ориентиры профессиональной подготовки: школа удаленных профессий [Текст] / Т.И.Дуброва// журнал ВАК – Среднее профессиональное образование, 2020 г. - № 9 - С.32-35.
14. Дуброва, Т.И. Маркетинговые коммуникации в профессиональной подготовки по рабочим специальностям [Текст] / Т.И.Дуброва// журнал ВАК – Среднее профессиональное образование, 2020 г. - № 11 - С.32-35.
15. Майсурадзе, И.Ю. Интегративная методика развития речевой функции на основе применения специальных коррекционных упражнений [Текст] / И.Ю. Майсурадзе // Материалы сборника научных трудов III Всеероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные проблемы физического воспитания и спорта, безопасности жизнедеятельности в процессе образования» (28-29 ноября 2020г., г.Ульяновск). – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова», 2020. – 158 с. – С.78-93.
17. Нагимова, Н.И., Фахретдинова М.А. Развитие подходов к оценке softskills предпринимательских компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций: вызовы, проблемы и возможности [Текст] / Н.И. Нагимова // журнал ВАК – Среднее профессиональное образование, 2020 г. - № 3 - С.72-75.
18. Нагимова, Н.И., Фахретдинова М.А. Развитие softskills-компетенций молодого педагога профессиональной образовательной организации: роль и значение в профессиональной деятельности [Текст] / Н.И. Нагимова // журнал ВАК – Современные проблемы науки и образования, 2020 г. - № 2- С.42-46.
- Исследовательские проекты и гранты:
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2019 годы Проект «Реализация модели деятельности инновационного образовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2019 годы Проект «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2015-2020 годы Проект «Федеральный государственный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Грант РФФИ совместно с субъектами Российской Федерации, № 18-413-730019 (2018-2020г.) «Развитие softskills обучающихся профессиональных образовательных организаций как условие формирования социального и технологического предпринимательства в рамках приоритетного Проекта «Развитие инновационного кластера Ульяновской области».
- Проект на 2020-2021г.г.: «Региональная модель реверсивного наставничества взрослых». Тип проекта: лидерский. ID -17151. Проект зарегистрирован в базе данных на сайте Агентства стратегических инициатив, идентификационный номер Проекта: 16109.
- Проект на 2020-2021г.г.: «Навыки будущего» - для инновационной экономики: вызовы, проблемы и решения». Внутривузовский грант по направлению М - проекты по подготовке монографий.
- научно-практические конференции (мероприятия) кафедры:
- Областная научно-практическая конференция «Современные модели успешной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
- Всероссийский конкурс научно-методических разработок педагогических работников по направлениям: «Психолого-педагогические технологии», «Современные логопедические технологии», «Технологии профессионального обучения».
Организационно-методическая работа:
- Консультации
- Творческие встречи
- Конкурсы профессионального мастерства
- Проблемно-тематические семинары, педагогические мастерские,
мастер-классы, педагогические ярмарки и фестивали.
Приоритетные направления деятельности кафедры:
- Развитие вариативных форм и технологий оказания образовательных услуг, ориентированных на образовательный заказ и индивидуальные потребности педагога.
- Сопровождение процессов адаптации и внедрения современного организационно-содержательного обеспечения образовательной деятельности на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта.
- Изучение, обобщение и распространение опыта работы лучших педагогических практик в образовательные организации.