Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
Приёмная ректора: (8422) 44-30-66 , приёмная комиссия: (8422) 44-10-08

Главный корпус

Показать на карте

Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования

Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования

Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования

Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования была организована 30 марта 2015 г.

Образовательная и научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры методики гуманитарного и поликультурного образования определяется потребностями системы основного общего и среднего общего образования Ульяновской области.

Цели деятельности кафедры:

- развитие профессиональной компетентности учителя в сфере гуманитарного знания;

- формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов;

- содействие в становлении учителя нового поколения;

- оказание помощи в выстраивании индивидуальной траектории профессионального роста;

- способствование достижению современного качества образования.

Контактная информация:

Тел.: +7 (8422) 32-66-94

Эл. адрес: kfo-uipkpro@yandex.ru

Адрес: г. Ульяновск, ул. 12 Сентября, д. 81, каб. 46.

 

Кафедра осуществляет повышение квалификации по программам:

Актуальные проблемы филологического образования в школе в условиях реализации ФГОС ОО.

Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС и историко-культурного стандарта ФГОС.

Современные технологии преподавания иностранного (английского, немецкого) языка в системе ФГОС ОО.

Актуальные проблемы искусствоведческого образования в школе в условиях реализации ФГОС ОО.

Актуальные проблемы подготовки школьных библиотекарей в условиях реализации ФГОС общего образования.

Актуальные проблемы методики преподавания родного языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО.

Инновационные подходы к преподаванию ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях реализации ФГОС ОО.

Обеспечение качества филологического образования в школе в условиях реализации ФГОС общего образования.

Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по испанскому языку.

Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по английскому языку.

Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по французскому языку.

Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по русскому языку.

Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по обществознанию.

Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по немецкому языку.

Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по литературе.

Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по китайскому языку.

Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по истории.

Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП и СОО на территории Ульяновской области по татарскому языку.

Кафедра осуществляет профессиональную переподготовку по программам:

Теория и методика обучения предметам искусствоведческого цикла.

Теория и методика обучения иностранному языку.

Преподавание русского языка и литературы.

Теория и методика обучения истории и обществознанию.

 

Состав кафедры:

Бравина.jpg

Бравина Марина Алексеевна, заведующая кафедрой, кандидат исторических наук.

Преподаваемые дисциплины: Теория и методика обучения истории. Теория и методика обучения обществознанию. Современные средства оценивания результатов обучения. Основы современной Российской цивилизации. Историческое краеведение. Воспитательный потенциал исторического образования. История мировых религий. Методика подготовки к ГИА.

Заслуженный работник образования Ульяновской области, председатель регионального отделения Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания. Член экспертного совета регионального отделения федерального проекта «Новая школа» партии «Единая Россия». Старший эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию, член жюри регионального этапа Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют»; эксперт аттестационной комиссии при Ульяновском областном центре информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой и Благодарственным письмом Губернатора Ульяновской области, почётными грамотами Министерства образования и науки Ульяновской области, Благодарственным письмом Законодательного собрания Ульяновской области. 

Общее количество публикаций более 60, среди них:

1. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России для технических вузов. – М. : изд-во «Юрайт», 2020. – 565 с. – 4-е изд., пер. и доп. (Гриф УМО ВО). – 978-5-534-12872-7.

2. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России : Учебник / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 3-е изд., пер. и доп. – Сер. 68 Профессиональное образование. – М. : Юрайт, 2019. – 502 с. – 978-5-534-08560-0.

3. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. ФПУ (№ 2.3.1.1.6.1). – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. – 336 с. – 978-5-533-00760-3

4. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России XVIII-XIX вв. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. – М.: Национальное образование, 2019. – 288 с. – 978-5-4454-1200-7.

5. Khasyanov O.R., Bravina M.A. Electorate Orders as a Representation of the Everyday Problems of the Post-War Rural Society of Kuibyshev Region (1947) Nauchnyi dialog. –2020; –(9): 469-482. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-9-469-482 (Web of Science)

6. Бравина М.А. «В коммуне остановка», или Коллективизация быта горожан-провинциалов в условиях революции и Гражданской войны. Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки». — 2020. — № 3. — С. 41—48. — DOI: 10.25688/2076-9105.2020.39.3.04. Из перечня ведущих рецензируемых научных журналов ВАК.

 

Дергунова.jpg

Дергунова Нина Владимировна, профессор кафедры, доктор политических наук, профессор.

Преподаваемые дисциплины: История государственного управления в России. Этносоциальные процессы в России: история и современность. Современные проблемы науки и образования.  Российский парламентаризм. История государства и права России.

Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почетной грамотой Законодательного собрания Ульяновской области, Почетным знаком Ульяновской области «За веру и добродетель», Почетным дипломом Российской ассоциации политической науки (РАПН) за заслуги в развитии политической науки в России, Благодарностью Общественной Палаты РФ за значительный вклад и активную работу в области развития гражданского общества, отмечена Почетным знаком МГУ «За вклад в развитие социологического образования в России».

Общее количество публикаций более 70, среди них:

1. Дергунова Н.В. Динамика этнокультурной и гражданской идентичности русскоязычной молодежи за рубежом / Н.В. Дергунова, Л.В. Климович, Л.Ю. Лукичёва. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2019. – 196 с.

2. Дергунова Н.В. Противоречия восприятия возможностей региона молодежью г. Ульяновска // Молодежь Ульяновской области как объект социогуманитарного анализа: аналитика, исследования, мнения: сборник научных трудов / под общ.ред. С.Д. Полякова. – Ульяновск: УлГТУ, 2019. – С.10-23.

3. Дергунова Н.В., Облезин А.А. Качество политико-административной элиты как детерминанта политического участия: критерии оценки [Электронный ресурс] / Н.В. Дергунова, А.А. Облезин // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2019 г. – Вып.4. – С.39-48. – Режим доступа:  https://tidings.tsu.tula.ru/tidings/pdf/web/preview_therest_ru.php?x=tsu_izv_humanities_2019_04_a&am... (10.03.2020).

4. Дергунова Н.В. Ретроспективная оценка роли школы и семьи в процессе формирования этнокультурной идентичности (по результатам социологических исследований) / Н.В. Дергунова // Поволжский педагогический поиск. – 2020. – № 3 (33). – С. 63-70.


Глебова.JPG

Глебова Зоя Владимировна, доцент кафедры, кандидат педагогических наук.

Преподаваемые дисциплины: Современный русский язык. Речевые практики: русский язык и культура речи. Стилистика и культура речи.  Методика преподавания русского языка. Методика обучения литературе. Современные образовательные технологии в процессе обучения литературе. Литературное краеведение.  Методика подготовки к ГИА.

Учитель русского языка и литературы в МБОУ «Губернаторский лицей № 101» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», ведущий эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ (русский язык).

Общее количество публикаций более 80, среди них:

1. Glebova Z.V. Novice teachers’ readiness for innovative activities in education / M.I. Lukjanova, S.V. Danilov, Z.V. Glebova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. – 2018. – 993. – С. 705-711. – Режим доступа: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2018.9.1. (Web of Science).

2. Глебова З.В. Направления деятельности Центра сопровождения молодых специалистов в системе научно-методической поддержки начинающих педагогов / З.В. Глебова // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». – 2018. – 272 с. – С. 158-160. – ISSN 2073-1426.

3. Глебова З.В. Реализация перспективного проекта научно-методического сопровождения молодых педагогов «Лестница успеха» / М.И. Лукьянова, З.В. Глебова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. – № 2 (65). – С. 60-67. – ISSN 2306-8329.

4. Глебова З.В. Дополнительная образовательная программа как абрис инновационных возможностей в организации сопровождения молодых педагогов / Л.П. Шустова, С.В. Данилов, З.В. Глебова // Инновационные проекты и программы образования. – 2019. – № 3 (63). – С. 30-35. – ISSN 2306-8310.

5. Глебова З.В. Формирование компетентностей педагогов в области культуроориентированного обучения заимствованной лексике на уроках русского языка // Современное дополнительное образование взрослых : коллективная монография; под ред. С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 201 с. (авт. 10 с.). – ISBN 978-5-16-013484-0 (print); ISBN 978-5-16-106019-3.

6. Глебова З.В. Формирование речевой компетентности педагога на начальном этапе его профессиональной деятельности в условиях университетского комплекса / З.В. Глебова // Русское слово: материалы научно-практической конференции, посвящённой 95-летию профессора Е.И. Никитиной, «Русская словесность: проблемы и решения». – Вып. 10 / отв. ред. Е.В. Баканова. – Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2018. – 203 с. – С. 125-129. – ISBN 978-5-86045-986-1.

7. Глебова З.В. Изучение иноязычной лексики на уроках русского языка на основе культурологического подхода // Книга молодого учителя. Сборник методических материалов для начинающих учителей предметов гуманитарного цикла / Авторы-составители: Л.Н. Курошина, З.В. Глебова. – Серия «Библиотека молодого педагога». – Ульяновск : ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. – 77 с.

Курошина.jpg

Курошина Любовь Николаевна, специалист по учебно-методической работе, Почётный работник общего образования Российской Федерации; член регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы»; ведущий эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ (русский язык), член жюри муниципального и регионального этапов Всероссийского конкурса «Учитель года»; эксперт аттестационной комиссии при Ульяновском областном центре информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования; член комиссии по рецензированию работ в рамках проведения Межрегиональных выставок-ярмарок инновационных образовательных проектов в направлении «Гуманитарное образование».

Является автором и редактором научно-методических работ, среди которых:

1. Коррекция правописных умений и навыков школьников: как научить систематически работать над ошибками / Л.Н. Курошина // Русское слово. Актуальные проблемы преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС. Выпуск 9. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти профессора Е.И. Никитиной / отв. ред. Е.В. Баканова. – Ульяновск: ФГБОУВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. – 178 с. – С. 38-41.

2. Формирование личностных результатов на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности : Материалы II региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2017. – 52 с.

3. Средства формирования креативного мышления в процессе преподавания гуманитарных предметов : Материалы III региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. – 57 с.

4. Системно-деятельностный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности : Материалы IV региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2019. – 58 с.

5. Великая Отечественная война на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности : Материалы V региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2020. – 158 с.


Десятникова М.А..jpg

Десятникова Марина Александровна, специалист по учебно-методической работе с учителями истории и обществознания, Почётный работник общего образования РФ, Победитель конкурса ПНП «Образование» (2007 год), Победитель конкурса на присуждение денежного поощрения лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности (2019 год). Председатель экзаменационной комиссии по проверке ЕГЭ и ОГЭ по истории, эксперт аттестационной комиссии при Ульяновском областном центре информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования.

Десятникова М.А. Методическое пособие к учебнику Кириллова В.В., Бравиной М.А. «История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс» для 11 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 г. – 208 с. 978-5-533-00615-6

Климина.jpg

Климина Людмила Викторовна, специалист по учебно-методической работе с учителями иностранных языков, учитель иностранного языка высшей квалификационной категории, награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (Приказ № 546/к-н от 14.07.2005 г.); руководитель отделения английского языка  ульяновского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей иностранного языка»; член экспертных комиссий конкурсов «Дистанционный учитель», «Международная выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов на территории Ульяновской области» (направление: гуманитарное образование).

Является автором и редактором научно-методических работ, среди которых:

1. Дёмина О.Н., Климина Л.В. Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка через изменение функций методического сопровождения деятельности педагога / О.Н. Дёмина, Л.В. Климина / Актуальные проблемы обучения иностранным языкам : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Димитровград : Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет «МИФИ»", 2017. – С. 32-37.

2. Дёмина О.Н., Климина Л.В. Проблема замены вербальной коммуникации на визуальную при обучении иностранному языку: поиск путей решения / О.Н. Дёмина, Л.В. Климина / Педагогические проблемы в образовании: теория и практика: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (12.12.2019 -13.12.2019) В 2-х частях. Часть 1. Под редакцией: канд.пед.наук С.В.Игдыровой, канд.фил.наук М.К.Кузьминой, Р.Р.Мукминова. Димитровград : Димитровградский инженерно-технологический институт – филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет «МИФИ»", 2020. -217с. – С. 191-195.

3. Дёмина О.Н., Климина Л.В. Методические рекомендации по организации дистанционного обучения школьников по предмету «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский) / О.Н. Дёмина, Л.В. Климина, Н.Н. Ховрина, В.В. Дерябина. – Ульяновск : Министерство образования и науки Ульяновской области, ОГАУ «Институт развития образования», 2020. – 41 с.

 

-->