Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
(8422) 44-16-19
Корпус №1
(8422) 44-19-08
Корпус №2
(8422) 43-59-74
Корпус №3
(8422) 32-47-87
Корпус №4
Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования
Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования была организована 30 марта 2015 г.
Образовательная и научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры методики гуманитарного и поликультурного образования определяется потребностями системы основного общего и среднего общего образования Ульяновской области.
Цели деятельности кафедры:
- развитие профессиональной компетентности учителя в сфере гуманитарного знания;
- формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов;
- содействие в становлении учителя нового поколения;
- оказание помощи в выстраивании индивидуальной траектории профессионального роста;
- способствование достижению современного качества образования.
Контактная информация:
Тел.: +7 (8422) 32-66-94
Эл. адрес: [email protected]
Адрес: г. Ульяновск, ул. 12 Сентября, д. 81, каб. 46.
Кафедра осуществляет повышение квалификации по программам:
Актуальные проблемы филологического образования в школе в условиях реализации ФГОС ОО.
Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС и историко-культурного стандарта ФГОС.
Современные технологии преподавания иностранного (английского, немецкого) языка в системе ФГОС ОО.
Актуальные проблемы искусствоведческого образования в школе в условиях реализации ФГОС ОО.
Актуальные проблемы подготовки школьных библиотекарей в условиях реализации ФГОС общего образования.
Актуальные проблемы методики преподавания родного языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО.
Инновационные подходы к преподаванию ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях реализации ФГОС ОО.
Обеспечение качества филологического образования в школе в условиях реализации ФГОС общего образования.
Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по испанскому языку.
Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по английскому языку.
Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по французскому языку.
Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по русскому языку.
Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по обществознанию.
Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по немецкому языку.
Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по литературе.
Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по китайскому языку.
Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП ОО и СОО на территории Ульяновской области по истории.
Обеспечение единых подходов к оцениванию экзаменационных работ участников ГИА по ОП и СОО на территории Ульяновской области по татарскому языку.
Кафедра осуществляет профессиональную переподготовку по программам:
Теория и методика обучения предметам искусствоведческого цикла.
Теория и методика обучения иностранному языку.
Преподавание русского языка и литературы.
Теория и методика обучения истории и обществознанию.
Состав кафедры:
Бравина Марина Алексеевна, заведующая кафедрой, кандидат исторических наук.
Преподаваемые дисциплины: Теория и методика обучения истории. Теория и методика обучения обществознанию. Современные средства оценивания результатов обучения. Основы современной Российской цивилизации. Историческое краеведение. Воспитательный потенциал исторического образования. История мировых религий. Методика подготовки к ГИА.
Заслуженный работник образования Ульяновской области, председатель регионального отделения Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания. Член экспертного совета регионального отделения федерального проекта «Новая школа» партии «Единая Россия». Старший эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию, член жюри регионального этапа Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют»; эксперт аттестационной комиссии при Ульяновском областном центре информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования. Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой и Благодарственным письмом Губернатора Ульяновской области, почётными грамотами Министерства образования и науки Ульяновской области, Благодарственным письмом Законодательного собрания Ульяновской области.
Общее количество публикаций более 60, среди них:
1. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России для технических вузов. – М. : изд-во «Юрайт», 2020. – 565 с. – 4-е изд., пер. и доп. (Гриф УМО ВО). – 978-5-534-12872-7.
2. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России : Учебник / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 3-е изд., пер. и доп. – Сер. 68 Профессиональное образование. – М. : Юрайт, 2019. – 502 с. – 978-5-534-08560-0.
3. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. ФПУ (№ 2.3.1.1.6.1). – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. – 336 с. – 978-5-533-00760-3
4. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России XVIII-XIX вв. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. – М.: Национальное образование, 2019. – 288 с. – 978-5-4454-1200-7.
5. Khasyanov O.R., Bravina M.A. Electorate Orders as a Representation of the Everyday Problems of the Post-War Rural Society of Kuibyshev Region (1947) Nauchnyi dialog. –2020; –(9): 469-482. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-9-469-482 (Web of Science)
6. Бравина М.А. «В коммуне остановка», или Коллективизация быта горожан-провинциалов в условиях революции и Гражданской войны. Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки». — 2020. — № 3. — С. 41—48. — DOI: 10.25688/2076-9105.2020.39.3.04. Из перечня ведущих рецензируемых научных журналов ВАК.
Дергунова Нина Владимировна, профессор кафедры, доктор политических наук, профессор.
Преподаваемые дисциплины: История государственного управления в России. Этносоциальные процессы в России: история и современность. Современные проблемы науки и образования. Российский парламентаризм. История государства и права России.
Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почетной грамотой Законодательного собрания Ульяновской области, Почетным знаком Ульяновской области «За веру и добродетель», Почетным дипломом Российской ассоциации политической науки (РАПН) за заслуги в развитии политической науки в России, Благодарностью Общественной Палаты РФ за значительный вклад и активную работу в области развития гражданского общества, отмечена Почетным знаком МГУ «За вклад в развитие социологического образования в России».
Общее количество публикаций более 70, среди них:
1. Дергунова Н.В. Динамика этнокультурной и гражданской идентичности русскоязычной молодежи за рубежом / Н.В. Дергунова, Л.В. Климович, Л.Ю. Лукичёва. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2019. – 196 с.
2. Дергунова Н.В. Противоречия восприятия возможностей региона молодежью г. Ульяновска // Молодежь Ульяновской области как объект социогуманитарного анализа: аналитика, исследования, мнения: сборник научных трудов / под общ.ред. С.Д. Полякова. – Ульяновск: УлГТУ, 2019. – С.10-23.
3. Дергунова Н.В., Облезин А.А. Качество политико-административной элиты как детерминанта политического участия: критерии оценки [Электронный ресурс] / Н.В. Дергунова, А.А. Облезин // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2019 г. – Вып.4. – С.39-48. – Режим доступа: https://tidings.tsu.tula.ru/tidings/pdf/web/preview_therest_ru.php?x=tsu_izv_humanities_2019_04_a&am... (10.03.2020).
4. Дергунова Н.В. Ретроспективная оценка роли школы и семьи в процессе формирования этнокультурной идентичности (по результатам социологических исследований) / Н.В. Дергунова // Поволжский педагогический поиск. – 2020. – № 3 (33). – С. 63-70.
Глебова Зоя Владимировна, доцент кафедры, кандидат педагогических наук.
Преподаваемые дисциплины: Современный русский язык. Речевые практики: русский язык и культура речи. Стилистика и культура речи. Методика преподавания русского языка. Методика обучения литературе. Современные образовательные технологии в процессе обучения литературе. Литературное краеведение. Методика подготовки к ГИА.
Учитель русского языка и литературы в МБОУ «Губернаторский лицей № 101» при ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», ведущий эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ (русский язык).
Общее количество публикаций более 80, среди них:
1. Glebova Z.V. Novice teachers’ readiness for innovative activities in education / M.I. Lukjanova, S.V. Danilov, Z.V. Glebova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. – 2018. – 993. – С. 705-711. – Режим доступа: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2018.9.1. (Web of Science).
2. Глебова З.В. Направления деятельности Центра сопровождения молодых специалистов в системе научно-методической поддержки начинающих педагогов / З.В. Глебова // Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». – 2018. – 272 с. – С. 158-160. – ISSN 2073-1426.
3. Глебова З.В. Реализация перспективного проекта научно-методического сопровождения молодых педагогов «Лестница успеха» / М.И. Лукьянова, З.В. Глебова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. – № 2 (65). – С. 60-67. – ISSN 2306-8329.
4. Глебова З.В. Дополнительная образовательная программа как абрис инновационных возможностей в организации сопровождения молодых педагогов / Л.П. Шустова, С.В. Данилов, З.В. Глебова // Инновационные проекты и программы образования. – 2019. – № 3 (63). – С. 30-35. – ISSN 2306-8310.
5. Глебова З.В. Формирование компетентностей педагогов в области культуроориентированного обучения заимствованной лексике на уроках русского языка // Современное дополнительное образование взрослых : коллективная монография; под ред. С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 201 с. (авт. 10 с.). – ISBN 978-5-16-013484-0 (print); ISBN 978-5-16-106019-3.
6. Глебова З.В. Формирование речевой компетентности педагога на начальном этапе его профессиональной деятельности в условиях университетского комплекса / З.В. Глебова // Русское слово: материалы научно-практической конференции, посвящённой 95-летию профессора Е.И. Никитиной, «Русская словесность: проблемы и решения». – Вып. 10 / отв. ред. Е.В. Баканова. – Ульяновск : УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2018. – 203 с. – С. 125-129. – ISBN 978-5-86045-986-1.
7. Глебова З.В. Изучение иноязычной лексики на уроках русского языка на основе культурологического подхода // Книга молодого учителя. Сборник методических материалов для начинающих учителей предметов гуманитарного цикла / Авторы-составители: Л.Н. Курошина, З.В. Глебова. – Серия «Библиотека молодого педагога». – Ульяновск : ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. – 77 с.
Курошина Любовь Николаевна, специалист по учебно-методической работе, Почётный работник общего образования Российской Федерации; член регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы»; ведущий эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ (русский язык), член жюри муниципального и регионального этапов Всероссийского конкурса «Учитель года»; эксперт аттестационной комиссии при Ульяновском областном центре информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования; член комиссии по рецензированию работ в рамках проведения Межрегиональных выставок-ярмарок инновационных образовательных проектов в направлении «Гуманитарное образование».
Является автором и редактором научно-методических работ, среди которых:
1. Коррекция правописных умений и навыков школьников: как научить систематически работать над ошибками / Л.Н. Курошина // Русское слово. Актуальные проблемы преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС. Выпуск 9. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти профессора Е.И. Никитиной / отв. ред. Е.В. Баканова. – Ульяновск: ФГБОУВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. – 178 с. – С. 38-41.
2. Формирование личностных результатов на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности : Материалы II региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2017. – 52 с.
3. Средства формирования креативного мышления в процессе преподавания гуманитарных предметов : Материалы III региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. – 57 с.
4. Системно-деятельностный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности : Материалы IV региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2019. – 58 с.
5. Великая Отечественная война на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности : Материалы V региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2020. – 158 с.
Десятникова Марина Александровна, специалист по учебно-методической работе с учителями истории и обществознания, Почётный работник общего образования РФ, Победитель конкурса ПНП «Образование» (2007 год), Победитель конкурса на присуждение денежного поощрения лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности (2019 год). Председатель экзаменационной комиссии по проверке ЕГЭ и ОГЭ по истории, эксперт аттестационной комиссии при Ульяновском областном центре информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования.
Десятникова М.А. Методическое пособие к учебнику Кириллова В.В., Бравиной М.А. «История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс» для 11 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 г. – 208 с. 978-5-533-00615-6
Бирюкова Татьяна Александровна, учитель английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 82»,педагог-наставник, старший эксперт предметной комиссии в Ульяновской области по английскому языку.
Окончила Ульяновский государственный педагогический институт имени И.Н. Ульянова по специальности «Иностранные языки (английский и немецкий), 1995 г. Общий стаж работы: 27 лет. Стаж работы в отрасли: 27 лет.
Награждена