Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
(8422) 44-16-19
Корпус №1
(8422) 44-19-08
Корпус №2
(8422) 43-59-74
Корпус №3
(8422) 32-47-87
Корпус №4
Образовательная и научно-исследовательская деятельность преподавателей кафедры методики гуманитарного и поликультурного образования определяется потребностями системы основного общего и среднего общего образования Ульяновской области.
Цели деятельности кафедры:
- развитие профессиональной компетентности учителя в сфере гуманитарного знания;
- формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов;
- содействие в становлении учителя нового поколения;
- оказание помощи в выстраивании индивидуальной траектории профессионального роста;
- способствование достижению современного качества образования.
Контактная информация:
Тел.: +7 (8422) 32-66-94
Эл. адрес: [email protected]
Адрес: г. Ульяновск, ул. 12 Сентября, д. 81, каб. 46.
Кафедра осуществляет повышение квалификации по программам:
Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ОО
Совершенствование профессиональных компетенций учителей истории и обществознания в условиях реализации обновлённого ФГОС ОО
Современные технологии преподавания иностранного (английского, немецкого, французского) языка в системе ФГОС ОО.
Современные подходы к обучению родному языку и родной литературе в условиях реализации ФГОС ОО и литературы в условиях реализации ФГОС ОО
Совершенствование профессиональных компетенций школьных библиотекарей в условиях реализации ФГОС ОО
Актуальные проблемы искусствоведческого образования в школе в условиях реализации ФГОС ОО
Совершенствование преподавания ОРКСЭ и ОДНКНР в условиях реализации ФГОС ОО.
Кафедра осуществляет профессиональную переподготовку по программам:
Теория и методика преподавания русского языка и литературы
Теория и методика обучения предметам искусствоведческого цикла.
Теория и методика обучения иностранному языку.
Теория и методика обучения истории и обществознанию.
Состав кафедры:
Бравина Марина Алексеевна, заведующий кафедрой, кандидат исторических наук, доцент. Заслуженный работник образования Ульяновской области.
Преподаваемые дисциплины: Теория и методика обучения истории. Теория и методика обучения обществознанию. Современные средства оценивания результатов обучения. Основы современной Российской цивилизации. Историческое краеведение. Воспитательный потенциал исторического образования. История мировых религий. Методика подготовки к ГИА.
Председатель регионального отделения Всероссийской Ассоциации учителей истории и обществознания.
Старший эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию.
Член жюри регионального этапа Всероссийских конкурсов «Учитель года» и «Педагогический дебют»
Председатель жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории и обществознанию
Член ЦПМК и жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию
Член рабочей группы Экспертного Совета по развитию исторического образования группы при Министерстве науки и высшего образования
Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почётной грамотой и Благодарственным письмом Губернатора Ульяновской области, Почётными грамотами Министерства образования и науки Ульяновской области, Благодарственным письмом Законодательного собрания Ульяновской области, Благодарственным письмом Всероссийского педагогического собрания, Благодарственным письмом Общественной Палаты Ульяновской области.
Общее количество публикаций более 80, среди них:
1. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России для технических вузов. – М. : изд-во «Юрайт», 2020. – 565 с. – 4-е изд., пер. и доп. (Гриф УМО ВО). – 978-5-534-12872-7.
2. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России : Учебник / В.В. Кириллов, М.А. Бравина. – 3-е изд., пер. и доп. – Сер. 68 Профессиональное образование. – М. : Юрайт, 2019. – 502 с. – 978-5-534-08560-0.
3. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. ФПУ (№ 2.3.1.1.6.1). – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. – 336 с. – 978-5-533-00760-3
4. Кириллов В.В., Бравина М.А. История России XVIII-XIX вв. 10-11 классы. Модульный триактив-курс. – М.: Национальное образование, 2019. – 288 с. – 978-5-4454-1200-7.
5. Khasyanov O.R., Bravina M.A. Electorate Orders as a Representation of the Everyday Problems of the Post-War Rural Society of Kuibyshev Region (1947) Nauchnyi dialog. –2020; –(9): 469-482. (In Russ.) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2020-9-469-482 (Web of Science)
6. Бравина М.А. «В коммуне остановка», или Коллективизация быта горожан-провинциалов в условиях революции и Гражданской войны. Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки». — 2020. — № 3. — С. 41—48. — DOI: 10.25688/2076-9105.2020.39.3.04. Из перечня ведущих рецензируемых научных журналов ВАК.
Дергунова Нина Владимировна, профессор кафедры, доктор политических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации
Преподаваемые дисциплины: История политической мысли, политика и идеология. Этносоциальные процессы в России: история и современность. Современные проблемы политической науки, актуальные направления политических исследований. Российский парламентаризм и демократический процесс в России. История государства и права России.
Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, Почетной грамотой Законодательного собрания Ульяновской области, Почетным знаком Ульяновской области «За веру и добродетель», Почетным дипломом Российской ассоциации политической науки (РАПН) за заслуги в развитии политической науки в России, Благодарностью Общественной Палаты РФ за значительный вклад и активную работу в области развития гражданского общества, отмечена Почетным знаком МГУ «За вклад в развитие социологического образования в России».
Общее количество публикаций более 190, среди них:
1. Дергунова Н.В. Динамика этнокультурной и гражданской идентичности русскоязычной молодежи за рубежом / Н.В. Дергунова, Л.В. Климович, Л.Ю. Лукичёва. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова», 2019. – 196 с.
2. Дергунова Н.В. Патриотизм в структуре социокультурной идентичности студенческой молодежи ульяновских вузов// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2021. - № 1. - с.62-70
3. Дергунова Н.В. К вопросу об эффективности преподавания основ политологии в общеобразовательной школе (на примере Ульяновской области)//Известия Тульского государственного университета. - Гуманитарные науки. - 2022.- № 3. - С.26-39
4. Дергунова Н.В. Политика и идеология в восприятии старшеклассников // Поволжский педагогический поиск. - № 2 (40).- 2022. - С. 60-70
5. Дергунова Н.В., Общественно-политическая жизнь региона: некоторые тенденции (2010-2020 гг.). - Гражданское участие и публичная власть в Ульяновской области в 2020-2021 гг.: вызовы пандемии, уроки и перспективы: сборник научных трудов / под общей ред.Т.А.Рассадиной. – Ульяновск: УлГТУ, 2021. - С.5-18.
6. Дергунова Н.В. Ретроспективная оценка роли школы и семьи в процессе формирования этнокультурной идентичности (по результатам социологических исследований) / Н.В. Дергунова // Поволжский педагогический поиск. – 2020. – № 3 (33). – С. 63-70.
Глебова Зоя Владимировна, доцент кафедры, кандидат педагогических наук.
Преподаваемые дисциплины: Современный русский язык. Речевые практики: русский язык и культура речи. Стилистика и культура речи. Методика преподавания русского языка. Методика обучения литературе. Современные образовательные технологии в процессе обучения литературе. Литературное краеведение. Методика подготовки к ГИА.
Доцент кафедры русского языка, литературы и журналистики УлГПУ им. И.Н. Ульянова, преподаватель русского языка в лицее УлГПУ им. И.Н. Ульянова, ведущий эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ (русский язык).
Общее количество публикаций более 90, среди них:
1. Glebova Z.V. Novice teachers’ readiness for innovative activities in education / M.I. Lukjanova, S.V. Danilov, Z.V. Glebova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2018. 993 с. С. 705-711. – Режим доступа: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs(2357-1330).2018.9.1. (Web of Science).
2. Глебова З.В. Направления деятельности Центра сопровождения молодых специалистов в системе научно-методической поддержки начинающих педагогов / Вестник Костромского государственного университета. Серия «Педагогика. Психология. Социокинетика». 2018. 272 с. С. 158-160. ISSN 2073-1426.
3. Глебова З.В. Формирование компетентностей педагогов в области культуроориентированного обучения заимствованной лексике на уроках русского языка // Современное дополнительное образование взрослых : коллективная монография; под ред. С.В. Данилова, Л.П. Шустовой, З.В. Глебовой. – М.: ИНФРА-М, 2018. 201 с. (авт. 10 с.). ISBN 978-5-16-013484-0 (print); ISBN 978-5-16-106019-3.
4. Глебова З.В. Реализация перспективного проекта научно-методического сопровождения молодых педагогов «Лестница успеха» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. № 2 (65). С. 60-67. ISSN 2306-8329.
5. Глебова З.В. Дополнительная образовательная программа как абрис инновационных возможностей в организации сопровождения молодых педагогов // Инновационные проекты и программы образования. 2019. № 3 (63). С. 30-35. ISSN 2306-8310.
6. Глебова З.В., Лукьянова М.И. Комплексное сопровождение молодого учителя в педагогическом университете: монография. Ульяновск: УлГПУ имени И.Н. Ульянова, 2020, 160 с. ISBN: 978-5-907216-09-9.
7. Шустова Л.П., Данилов С.В., Глебова З.В. Интеграция образовательных технологий в обучении наставничеству // Поволжский педагогический поиск, 2021. № 3 (37). С. 35-41. ISSN:2307-1052.
8. Глебова З.В. Культурологическая составляющая при обучении школьников заимствованной лексике: достижение личностных результатов // Поволжский педагогический поиск, 2021. № 3 (37). С. 70-75. ISSN:2307-1052.
9. Данилов С.В., Шустова Л.П., Глебова З.В. Формирование мотивации успеха молодых педагогов посредством профессионального конкурса / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: «Акмеология образования. Психология развития». Том 11. № 1 (41). 2022. 96 с. С. 80-87. ISBN 2304-979.
10. Глебова З.В., Курошин Р.Е. Формирование смыслового чтения посредством анализа художественного текста (на примере урока словесности в 8 классе по рассказу М.М. Зощенко «Обезьяний язык») / Формирование читательской грамотности на уроках филологического цикла и во внеурочной деятельности. Материалы региональной VIII научно-практической конференции. Ульяновск, 2023. С. 36-42.
Зуева Светлана Витальевна, доцент, кандидат педагогических наук. Заслуженный работник образования Ульяновской области.
Преподаваемые дисциплины: Теория и методика обучения русскому языку. Современные образовательные технологии в процессе обучения русскому языку. Современные средства оценивания результатов обучения. Критериальное оценивание творческих работ учащихся по русскому языку. Методика подготовки к ГИА по русскому языку
Председатель региональной предметной комиссии ГИА по русскому языку,
Член жюри регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.
Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки, Благодарственным письмом Законодательного собрания Ульяновской области, Благодарственным письмом Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области
Является автором и редактором свыше 70 научно-методических работ, среди которых:
Как повысить эффективность словарной работы на уроке русского языка. Статья // Русский язык в школе. 2008. №5. – С. 6-10
Русское слово: Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения проф. Е.И. Никитиной (27 сентября 2013 г.). Выпуски 1 – 5. Отв. Редактор С.В. Зуева. Ульяновск: УлГПУ, 2009–2013.
Преподавание русского языка в контексте субъектного подхода к учащимся. Ульяновск, 2011. – 84 с.
Практические занятия по теории и методике обучения русскому языку: Учебное пособие с грифом УМО. Ульяновск, 2011. – 120 с.
Особенности региональной методической школы профессора Е.И. Никитиной. Статья // Русское слово: Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения проф. Е.И. Никитиной (27 сентября 2013 г.). Выпуск 5. Часть 1. Ульяновск: УлГПУ, 2013. С.11-17
Рефлексивное письмо как метод организации рефлексивного поля на уроках русского языка. Статья // От Советской школы к Российской школе ХХI века. Сборник материалов Всероссийской научно – практической конференции, 6 – 7 февраля 2014 г. Ульяновск. / Под ред. И.Ю. Шустовой. – М.: НОУ «Педагогический поиск» Электронный ресурс: http://www.itiprao.ru/imagesр/stories/documents/sbornik0214.pdf с.379-383
Сжатое изложение в 5–9 классах: учебно-методическое пособие. (совместно с Артемьевой О.Н.) Изд. 3-е, испр. и дополн. Ульяновск, 2015. – 117 с.
Приёмы активизации субъектной позиции ученика на уроке русского языка. Статья // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного: Коллективная монография / Отв. редактор И.В. Текучёва. М.: Изд-во «Спутник+», 2016. С. 369 – 374.
Анализ лексико-семантических полей текста как один из приёмов определения его проблем. Статья // Русское слово: сборник научных работ памяти профессора Е. И. Никитиной. Выпуск 14. / Отв. редактор Е. В. Баканова. Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2022. С. 115 – 122.
Курошина Любовь Николаевна, специалист по учебно-методической работе, Почётный работник общего образования Российской Федерации; член регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей русского языка и литературы»; ведущий эксперт экзаменационной и апелляционной комиссий по проверке ЕГЭ и ОГЭ (русский язык), член жюри муниципального и регионального этапов Всероссийского конкурса «Учитель года»; эксперт аттестационной комиссии при Ульяновском областном центре информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования; член комиссии по рецензированию работ в рамках проведения Межрегиональных выставок-ярмарок инновационных образовательных проектов в направлении «Гуманитарное образование».
Является автором и редактором научно-методических работ, среди которых:
1. Коррекция правописных умений и навыков школьников: как научить систематически работать над ошибками / Л.Н. Курошина // Русское слово. Актуальные проблемы преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС. Выпуск 9. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти профессора Е.И. Никитиной / отв. ред. Е.В. Баканова. – Ульяновск: ФГБОУВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017. – 178 с. – С. 38-41.
2. Формирование личностных результатов на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности : Материалы II региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2017. – 52 с.
3. Средства формирования креативного мышления в процессе преподавания гуманитарных предметов : Материалы III региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2018. – 57 с.
4. Системно-деятельностный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности : Материалы IV региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2019. – 58 с.
5. Великая Отечественная война на уроках гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности : Материалы V региональной заочной научно-практической конференции / под ред. Л.Н. Курошиной. – Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2020. – 158 с.
Десятникова Марина Александровна, специалист по учебно-методической работе с учителями истории и обществознания, Почётный работник общего образования РФ, Победитель конкурса ПНП «Образование» (2007 год), Победитель конкурса на присуждение денежного поощрения лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности (2019 год). Председатель экзаменационной комиссии по проверке ЕГЭ и ОГЭ по истории, эксперт аттестационной комиссии при Ульяновском областном центре информационно-методического и организационно-технического сопровождения процедур надзора и контроля в сфере образования.
Десятникова М.А. Методическое пособие к учебнику Кириллова В.В., Бравиной М.А. «История России до 1914 г. Повторительно-обобщающий курс» для 11 класса общеобразовательных организаций. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018 г. – 208 с. 978-5-533-00615-6