Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Главный корпус
Пн-Пт, c 8:30 до 17:00. Сб с 8:30 до 14:00
Приёмная ректора: (8422) 44-30-66 , приёмная комиссия: (8422) 44-10-08

Главный корпус

Показать на карте

Послевоенные годы - годы роста и развития

Послевоенные годы - годы роста и развития

В послевоенные годы Ульяновскому педагогическому институту удалось значительно расширить учебную площадь за счет возвращения ему двух учебных корпусов по улице  Труда и освобождения Коммунальным банком помещений в главном корпусе, что позволило расширить аудиторный фонд и увеличить площадь под кабинеты и лаборатории. Уже в 1951/1952 учебном году институт имел в главном корпусе 22 аудитории, актовый зал на 300 мест, 11 хорошо оборудованных кабинетов и лабораторий. В подвальном помещении расположились мастерские кафедры физики, радиоузел, буфет и гардероб.

В двух других учебных корпусах разместились историко-филологический факультет, библиотека и читальный зал на 60 мест, книгохранилище, два спортивных зала и кафедра физкультуры.

В 1955/1956 учебном году в подвальных помещениях двух учебных корпусов был создан станочный отдел с 12-ю фрезерными, сверлильными, строгальными и шлифовальными станками, слесарная и столярная мастерские, кабинет машиноведения, радио-и фотолаборатории. 

До 162 кв. метров было расширено помещение библиотеки, что позволило открыть второй читальный зал на 40 мест, выделить комнаты для работы преподавателей и выдачи книг, расширить книгохранилище.

Постепенно улучшались жилищные условия  студентов. Все успевающие студенты обеспечивались стипендией в размере  от 220 до 290 рублей, в зависимости от курса. Студенты-отличники повышали повышенную стипендию в размере от 300 до 365 рублей.

Значительно увеличился (с 67,9 тыс. до 100,2 тыс. томов) книжный фонд библиотеки УГПИ. Все работники библиотеки имели высшее или средне-специальное образование.

Таким образом, материальная база института в 1945-1960 годах заметно окрепла. Были созданы все условия для увеличения числа студентов. В 1950 году в институте была открыта аспирантура, улучшились условия для публикации научных работ, возросла квалификация преподавательского состава. Открывались новые факультеты, специальности. В 1946 году открылся факультет иностранных языков, в 1960 году факультет дошкольного воспитания.   

Важные изменения происходили в составе кафедр. Осенью 1945 года в институте образовались две новые кафедры: политэкономии и всеобщей истории. В 1947 году военная кафедра была преобразована в кафедру физического воспитания. В 1950 году кафедра иностранных языков разделилась на кафедры английского и французского языков, а в 1952 образовалась кафедра немецкого языка. В 1955 году исторические кафедры объединились в одну кафедру истории СССР и всеобщей истории. На всех факультетах была введена вторая специальность – «Учитель физкультуры».

Основными формами учебной работы в институте по-прежнему оставались лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия. Большое внимание уделялось введению в учебный процесс специальных факультетских курсов, практикумов, подготовка студентами курсовых работ и рефератов. 

Использовались разные формы для проверки результатов самостоятельной работы студентов. Кроме семинаров и практических занятий, проводились коллоквиумы, собеседования, выборочная проверка записей лекций и конспектов. В течение всего учебного года практиковались дежурства преподавателей и учебно-вспомогательного персонала, которые контролировали работу студентов и при необходимости давали им консультации.

Важнейшим звеном в системе подготовки учителей для средней школы являлась педагогическая практика. В 1947 году за институтом были закреплены в качестве баз для педагогической практики студентов и научно-исследовательской работы  преподавателей две школы города: 4-я женская средняя и 26-я мужская семилетняя, а позднее 1-я средняя школа им. В.И.Ленина.

В первые послевоенные годы студенты начальных курсов проходили педагогическую практику в связи с изучением   психологии. В течение двух недель на уроках и во внеурочное время они наблюдали за отдельными учащимися по специальной схеме, разработанной кафедрой педагогики и психологии, беседовали с учащимися, их родителями, учителями.

На 2-х курсах во время практики студенты уделяли уже больше внимания педагогике и методике  преподавания:  изучали структуру школы, организацию учебно-воспитательной работы, присутствовали на уроках, проводили внеклассные мероприятия. Студенты 3-4-х курсов проходили комплексную практику. Для руководства ею привлекались лучшие учителя, директора и завучи.

В 50-е годы система педагогической практики в Ульяновском педагогическом институте перестраивается, для студентов 1-3 курсов  была введена непрерывная практика. В течение учебного года, без отрыва от учебных занятий, они оказывали помощь учителям, классным руководителям и пионерским вожатым: два раза в неделю присутствовали на уроках, а во внеурочное время проводили собрания учащихся, вечера, ученические конференции, смотры стендов, изготовляли схемы, таблицы, проверяли дневники, посещали учащихся на дому. К четвертому  курсу они должны были в полной мере овладеть основными навыками внеклассной работы.

В 1955/1956 учебном году возникла новая форма проведения итогов педпрактики - педагогические чтения. Они придали итоговым конференциям по педагогической практике научно-практический характер.

Успехи Ульяновского педагогического института в подготовке учительских кадров получили высокую оценку.13 сентября 1956 года Указом  Президиума Верховного Совета РСФСР ему было присвоено имя выдающегося педагога – просветителя И.Н.Ульянова.

В 1956\1957 учебном году институт приступил к подготовке учителей широкого профиля. Это потребовало новой серьезной перестройки всей учебной работы. Срок обучения увеличился до пяти лет. Физико-математический факультет стал готовить учителей математики и черчения, физики, электротехники и машиноведения; естественный – учителей биологии, химии и географии; историко-филологический - учителей истории, русского языка и литературы. Были введены дополнительные спецкурсы и спецпрактикумы, новыми станками и приборами были оснащены кабинеты и лаборатории.  

Для студентов-физиков была организована месячная производственная практика на автомобильном заводе  и на заводе «Контактор». За ними были закреплены станки, на которых студенты работали под руководством мастеров и бригадиров. Этот опыт был одобрен Министерством просвещения РСФСР и включен в учебные планы всех педвузов как обязательный предмет.

Основной базой для практики студентов  геофака стала организованная весной 1953 года на берегу реки Свияга агробиологическая станция, на которой были созданы все условия для проведения полевой практики: тепличное хозяйство, типовой школьный участок, небольшой фруктовый сад, учебная пасека, кролиководческая и утиные фермы, построены общежития для студентов и преподавателей. Студенты первого курса в течение одного месяца проходили полевую практику по зоологии и ботанике. Основными базами для них были село Лава Сурского района и Куйбышевское море в районе села Архангельское Чердаклинского района. Студенты 3-го курса практические навыки по сельскому хозяйству закрепляли на агробиостанции. Здесь имелся необходимый инвентарь, машины и трактор для обработки полевых участков.

В эти же годы студенты педагогического института впервые стали проходить практику в пионерских лагерях. Здесь они работали вожатыми, воспитателями и руководителями спортивной работы.  

В 1959/60 учебном году впервые полностью была осуществлена непрерывная воспитательная практика. Студенты 1-3 курсов всех факультетов в течение всего учебного года работали в школах в качестве пионервожатых, руководителей кружков, помощников учителей и начальных классов и классных руководителей.

Укреплялись связи вуза со школами города. Все кафедры имели план совместной работы с базовой школой № 1 им. В.И. Ленина, оказывали помощь учителям других школ города и области, участвовали в работе курсов по переподготовке учителей, проводили семинары с городскими и сельскими педагогами, консультировали их, обобщали и распространяли опыт лучших учителей области.

Под руководством старшего преподавателя кафедры физики Р.М. Разник в 1957 году при Ульяновском пединституте были созданы планетарий и визуальная станция оптического наблюдения за искусственными спутниками Земли -  одна из первых станций, организованных АН СССР на территории нашей страны.  

На естгеофаке было положено начало созданию музея зоологии. В нём имелся и геологический раздел с экспозициями минералов и палеонтологических остатков. Как и планетарий, музей ежегодно посещало свыше трех тысяч учащихся города и области.

По инициативе В.В. Благовещенского кафедра ботаники приступила к формированию научного гербария института. В послевоенные годы на новый уровень выходит и научно-исследовательская работа студентов и преподавателей института. В 1948 году вышел в свет первый выпуск «Ученых записок», многие преподаватели работали и защищали кандидатские диссертации. А   Н.П. Гриценко, Н.И. Никольский, Р.Е. Левина, А.В. Штраус и  С.Р. Янкелевич трудились над докторскими диссертациями.

В ноябре 1950 года при институте была открыта аспирантура по специальности «Педагогика и зоология», а с 1951 года – «Философия». В 1951/52 учебном году обучалось 11 аспирантов. В 1954 году доцент А.В. Штраус начал подготовку аспирантов ещё по одной специальности – «Алгебра и математический анализ».  С 1959 года открывается аспирантура по специальности «Ботаника»  (руководители - доценты В.В. Благовещенский  и Р.Е. Левина). К началу 60-х годов по всем специальностям аспирантуру окончили около двадцати человек, семь из них защитили кандидатские диссертации.

Расширялась издательская работа института. Кроме «Ученых записок» стали издаваться сборники «В помощь учителю» и «Вопросы воспитания и обучения».

Всего за 1948-1961 г.г. было издано 17 томов (30 выпусков) «Ученых записок», 11 сборников «Вопросы воспитания и обучения», 3 - «В помощь учителю».

Число дипломированных преподавателей  росло год от года. Если в 1950 году они составляли 30%, в 1955  году - 40%, то в 1958 году уже 50%.

К этому времени институт располагал научными кадрами, способными выполнять самые сложные педагогические и научные задачи.

Ежегодно в вузе стали проводиться научно - теоретические конференции, работы ученых УГПИ регулярно публиковались как в местной, так и центральной печати.

К научной работе активно привлекались и студенты: открывались научные студенческие кружки: исторический, диалектологический, ботанический, физический, математический,  иностранных языков.   Лучшие научные студенческие работы печатались  в сборниках. С 1956 года их было напечатано более ста.

В институте ежегодно стали проводиться научные экспедиции: фольклорные, диалектологические, археологические, ботанические, зоологические, географические. Собранный в ходе этих экспедиций материал студенты использовали в курсовых и научных работах. Так, литературный кружок  под руководством доцента П.С.Бейсова собирал пословицы, поговорки, песни по всей Ульяновской области. Много ценного материала  собирали во время своих полевых практик студенты-биологи, географы, зоологи. Студенты физико-математического факультета, начиная с 1958 года, регулярно вели наблюдения в обсерватории за искусственными спутниками Земли. Результаты наблюдений, передаваемые в Астрономический Совет АН СССР, получили высокую оценку. Студенты В.Шульпин, В. Зибунина, В.Баранов, В.Разме, Е.Земскова, Ю.Павлина и другие были отмечены грамотами Совета, а начальник станции Р.М.Разник - памятным нагрудным знаком.  

Успехи в научной работе студентов вуза стали возможны благодаря кропотливой работе с ними преподавателей института: П.С.Бейсова, В.В.Благовещенского, А.А.Любищева, Е.К.Варфоломеевой, Р.Е.Левиной, С.С.Гайниева, Т.Д.Корнейчика, А.С. Горецкого, И.С.Фролова, А.В.Штрауса, Р.А.Таубина, А.Ф. Кулагина, Н.Г. Левинтова, Н.Б. Подвицкого, И.С. Ромашина и др.  Многие их ученики после окончания института  поступили в аспирантуру, защитили кандидатские диссертации.