Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Показать на карте

Кафедра методик математического и информационно-технологического образования

История становления

Кафедра методик математического и информационно-технологического образования была создана в 2015 году на базе кафедры методики преподавания математики и информатики Ульяновского государственного педагогического университета. Первоначальное название кафедры - “Кафедра методики преподавания математики” (год образования – 1973).

m11.jpgОсновоположник кафедры - Первухина София Григорьевна -Заслуженный Учитель школ РСФСР, кандидат педагогических наук, доцент. Являясь научным сотрудником НИИ содержания и методов обучения АПН СССР, главным консультантом преподавателей педвузов Поволжья по вопросам методики обучения математике, С.Г.Первухина находилась в постоянном поиске актуальных тем в науке; привлекала к этому преподавателей института, учительские коллективы и студенчество.  С.Г.Первухина творчески владела различными аспектами профессионально-педагогической деятельности: подготовка студента к деятельности учителя, профессиональная деятельность учителя, повышение профессиональной компетенции учителей; вместе с коллективами кафедры и института постоянно совершенствовала систему работы “Вуз-школа-вуз”. Многие годы, уже в качестве заведующей кафедрой, София Григорьевна продолжала давать открытые уроки в школах области на высоком профессиональном уровне. Выдержка из статьи В.Иванова “Учатся учителя” (газета “Маяк коммунизма” от 4 ноября 1976 г.) - подтверждение этому: “Тема урока: “Последовательность”. Опытный учитель С.Г.Первухина через несколько минут узнала класс, определила “силу” каждого ученика и при опросе учащихся умело применила дифференцированный подход. ... Удивительно, как незаметно создавались на ее уроке проблемные ситуации и как их успешно решали сами ученики”.  m6.jpg

София Григорьевна была внимательна к проблемам учительства в целом и каждого преподавателя в отдельности. По праву С.Г. Первухиной соответствует звание “Учитель учителей”.

С 1982 г. по 2003 г. кафедрой руководила кандидат педагогических наук, доцент Белова Антонина Дмитриевна - добрый Человек, мудрый руководитель.
В 1987 году в связи с введением на физико-математическом факультете дополнительной специальности ”информатика” кафедра методики преподавания математики переименована в кафедру методики преподавания математики и информатики.

В 2015 году в связи с объединением физико-математического факультета и факультета технологии и дизайна кафедра переименовывается в кафедру методик математического и информационно-технологического образования.

За время существования кафедры её преподавателями было подготовлено двенадцать диссертационных исследований по специальностям 13.00.01 и 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания (математика), и посвящённых вопросам математического и интеллектуального развития школьников, а также проблемам подготовки педагогических кадров. Все работы были успешно защищены в Диссертационных советах ведущих педагогических ВУЗов России (МГПУ, МОПУ, МГПИ, ЧГПИ и др.).

ДЕЙСТВУЮЩИЙ СОСТАВ КАФЕДРЫ:
1.      Сидорова Наталья Владимировна-кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой.
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Теория и методика обучения математике, Личностные и метапредметные образовательные результаты обучения математике, Избранные вопросы тригонометрии,Избранные вопросы элементарной математики, Технологические основы проектирования процесса обучения математике, Электронная среда образовательного учреждения, Методология и методы научного исследования, Методологические и технологические основы проектирования образовательных программ.

2.      Антонова Елена Геннадьевна – заведующий магистратурой. 
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Методика преподавания информатики, Информационная емкость задач школьного курса информатики, Спецкурс 2 по информатике.

3.      Афонина Надежда Николаевна – учитель математики и информатики МБОУ СШ №85.
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Теория и методика обучения математике, Организация проектной деятельности учащихся. 

4.      Беркутова Диана Искандеровна - кандидат педагогических наук, доцент.
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Основы руководства творческой деятельностью обучающихся, Основы профессионального самоопределения,  Планирование профессиональной карьеры, Профориентация, Управление качеством образования, Педагогическое проектирование, Педагогический эксперимент в профессиональном образовании, Педагогические технологии профессионального обучения,Методика профессионального обучения, Современные проблемы профессионального образования.

5.      Веселовская Юлия Александровна – кандидат педагогических наук.
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Организация внеурочной деятельности учащихся по информатике, Проектирование программно-педагогических средств, Элементарная математика, Методы решения задач элементарной математики, Избранные вопросы тригонометрии, Организация внеурочной деятельности по математике, Избранные вопросы элементарной математики, Практикум решения задач по математике, Олимпиадные задачи элементарной математики,    Организация внеурочной деятельности по математике, Организация внеурочной деятельности учащихся, Дидактические возможности применения мультимедийного оборудования в учебном процессе.

6.      Горшкова Татьяна Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, учитель технологии МАОУ «Городской лицей при УлГТУ».
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Профильное технологическое обучение, Теория и методика обучения технологии, Современные средства оценивания результатов обучения технологии, Методология исследовательской деятельности в технологическом образовании, Педагогический эксперимент в технологическом образовании,  Современные проблемы методики преподавания технологии,  Научно-методические основы педагогических исследований в технологическом образовании, Введение в профессиональную деятельность, Гендерный подход в образовании, Методическое сопровождение образовательного процесса по технологии,  Проектирование контрольно-измерительных материалов диагностики качества образования.

7.      Громова Екатерина Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент.
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Основы профессионального самоопределения, Технические средства оценки качества обучения технологии, Методика обучения декоративно-прикладному творчеству, Организация проектной деятельности учащихся при обучении технологии, Теория и методика обучения технологии, Личностные и метапредметные образовательные результаты обучения технологии, Инновации в технологическом образовании, Современные проблемы методики преподавания технологии, Проектирование дидактических и мультимедийных средств обучения технологии, История технологического образования, Методика организации профориентационной работы, Введение в профессиональную деятельность, Личностные и метапредметные результаты обучения, Этнокультурный компонент в образовании, Организация внеурочной и проектной деятельности обучающихся, Современные способы презентации научной информации, Современные средства оценки результатов обучения, Организация проектной деятельности обучающихся.

8.      Кузина Наталья Георгиевна – кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета физико-математического и технологического образования.
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Элементарная математика, Практикум решения задач по математике, Дополнительные главы элементарной математики, Элементы планиметрии, Практикум решения задач по элементарной математике, Элементы стереометрии, Избранные главы элементарной математики.

9.      Лукина Людмила Александровна - кандидат педагогических наук, доцент.

10.      Набатова Лидия Борисовна - кандидат педагогических наук, доцент.
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Методология исследовательской деятельности, Нормативная документация учителя технологии, Современные проблемы науки и образования, Технология общественной экспертизы качества образования, Методология и методы научного исследования (специальные науки), Педагогический эксперимент в профессиональном образовании,  Методология исследовательской деятельности в профессиональном образовании, Методика организации профориентационной работы, Педагогический эксперимент в профессиональном образовании, Методика организации профориентационной работы, Профильное профессиональное обучение.

11.      Столярова Ирина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент.
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Подготовка школьника к основному государственному экзамену по математике, Теория и методика обучения математике, Методология исследовательской деятельности, Организация проектной деятельности учащихся, Основы обеспечения качества процесса обучения математике, Конструирование методических систем, Теория аргументации и исследовательской деятельности, Мониторинг качества образования, Основы управления образовательными системами, Организация и управление методической работой в школе, Математические методы в педагогических исследованиях.

12.     Чекулаева Мария Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент.
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Система подготовки к единому государственному экзамену по математике, Элементарная математика, Основы исследований в физико-математическом образовании, Избранные вопросы элементарной математики, Практикум решения задач по математике, Олимпиадные задачи школьного курса математики, Профилизация обучения в современной школе, Олимпиадные задачи элементарной математики, Система подготовки к ОГЭ по математике, Задачи повышенной сложности школьного курса математике.

13.     Чернякова Анастасия Владимировна – ассистент.
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Современные средства оценки результатов обучения, Развивающее обучение математике, Современные средства оценивания результатов обучения, Современные средства оценивания результатов обучения в предметной области "Математика. Информатика".

14.     Шмакова Анна Павловна - кандидат педагогических наук, доцент.
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Методика преподавания математики, Методика преподавания математики в начальных классах, Интерактивное обучение в школе, Интерактивное обучение в современной школе, Современные подходы к экспертизе результатов обучения.

15.     Шулежко Олеся Владимировна – кандидат физико-математических наук.
Читаемые дисциплины текущего учебного года: Теория и методика обучения информатике, Методология исследовательской деятельности, Методическое обеспечение дистанционного обучения в предметной области "Математика. Информатика", Система подготовки к ЕГЭ по информатике, Методическое обеспечение дистанционного обучения в предметной области "Математика", Интерактивное обучение в современной школе, Организация обучения в условиях дистанционного образования .

16.     Котова Анжела Сергеевна – старший лаборант.

Роль кафедры в организации учебного процесса

m1.jpgОсобая значимость кафедры методик преподавания в профессиональном становлении будущих учителей объясняется аккумулирующей функцией методики преподавания по отношению к другим наукам: математике, физике, информатике, философии, психологии, физиологии, педагогике и др.   Основными задачами как теоретического, так и практического курсов являются:

  • формирование у студентов профессионально - значимых личностных качеств, системы профессиональных умений и навыков; 
  • обеспечение готовности к проектированию учебного процесса в различных педагогических условиях, задающихся разнообразием педагогических концепций, образовательных учреждений, учебных программ;
  • мотивация творческого отношения к педагогической профессии, стремления к совершенствованию собственных педагогических способностей;
  • формирование умений исследовательской деятельности в области теории и методики обучения математике, информатике, технологии;
  • изучение опыта работы ведущих учителей математики, информатики и технологии города и области.

m2.jpgНаряду с традиционным содержанием учебных дисциплин по методике обучения студентам предлагаются авторские курсы: 

  • Технологические основы проектирования процесса обучения математике;
  • Профилизация обучения математике в средней школе;
  • Информационная ёмкость задач, как средство умственного воспитания учащихся;
  • Развивающее обучение математике;
  • Формирование основ информационной культуры учащихся;
  • Личностные и метапредметные образовательные результаты обучения;
  • Олимпиадные задачи, как средство развития учащихся. 

В совокупности форм и методов подготовки учителя высокой квалификации важнейшее место принадлежит педагогической практике, поскольку именно педагогическая практика служит связующим звеном между теоретическим обучением студента и его будущей педагогической деятельностью. Кафедра многие годы сотрудничает с учителями-мастерами ведущих школ города и области, передающими опыт обучения математике,  информатике и технологии молодым специалистам. 

m3.jpg

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ

Реализуемые направления подготовки:

44.03.01  Педагогическое образование (уровень бакалавриата, заочное обучение)

профиль: Математика

профиль: Информатика

профиль: Технология

профиль: Начальное обучение

44.03.05  Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки ) (уровень бакалавриата, очное обучение)

профиль: Математика. Информатика

профиль: Математика. Иностранный язык

профиль: Информатика. Иностранный язык

профиль: Технология. Информатика

профиль: Физика. Математика.

профиль: Начальное бучение. Информатика.

44.03.04  Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата, очное и заочное обучение)

профиль: Сервис и эксплуатация автомобильного транспорта

профиль: Декоративно-прикладное искусство и дизайн

профиль: Технология и организация ресторанного сервиса

44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры, заочное обучение)

профиль: Управление качеством образования

профиль: Управление проектно-исследовательской деятельностью

Преподаватели кафедры ежегодно принимают участие в работе экспертной комиссии по ЕГЭ и ОГЭ по математике и информатике.

Члены кафедры активно участвуют в проведении городских, районных и региональных олимпиадах школьников по информатике и технологии.

Кафедрой выполняется объемная профориентационная работа: организуются олимпиады, «Дни открытых дверей», встречи с учащимися и родителями школ города и области;

Члены кафедры являются руководителями, консультантами поисковой и экспериментальной работы в области теории и методики обучения математике, информатике и технологии.

m4.jpgПреподаватели кафедры осуществляют индивидуальную работу с учителями школ города и области, корректируя и рецензируя большой объем аттестационных работ, оказывая методическую помощь для участия в областном конкурсе “Учитель года”, проводя научно-практические конференции.

Преподаватели кафедры проводят курсы повышения квалификации для учителей и преподавателей СПО по следующим направлениям:

  • Современные подходы к организации обучения математике;
  • Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
  • Современный урок математики: теория, технология, практика;
  • Теория и методика развивающего обучения информатике;
  • Теория и методика развивающего обучения технологии;
  • Современные технологии проектирования учебного процесса;
  • Организация обучения в условиях реализации ФГОС.

m5.jpgКафедра входит в список (утвержденный ВАК - высшей аттестационной комиссией) ведущих организаций России по экспертной оценке диссертационных исследований. Ежегодно (в течение двадцати лет) преподавателями кафедры рецензируются работы по специальности “13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (математика)”. 

Кафедра ведет активную научную деятельность. В 1991г и в 2016 г. на базе кафедры проходили Международные семинары преподавателей математики университетов и педагогических вузов под руководством доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, автора учебников по математике Александра Григорьевича Мордковича.

В 2019 и 2020 годах творческий коллектив сотрудников кафедры (Е.М. Громова, Т.А. Горшкова, Д.Т. Беркутова) получил поддержку Российского фонда фундаментальных исследований по проекту «Становление профессиональной идентичности как фактор проектирования карьерной стратегии современного профессионала».

Деятельность кафедры методик математического и информационно-технологического образования руководствуется главным принципом: “Всякое дело профессионально, творчески, с настроением!” 

Контакты: г. Ульяновск, площадь Ленина, дом 4/5, Главный корпус, аудитория 415 а, тел.: 44-11-09,   
e-mail: metodmatem@mail.ru